![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На №6 2003 года |
На №1 2004 года |
На №2 2004 года |
На №3 2004 года |
На №4 2004 года |
На №5 2004 года |
На №6 2004 года |
На №1 2005 года |
На главную |
№4 за 2004 год |
![]() |
![]() Это сейчас в школьной программе множество - множество самых разнообразных предметов - рисования до математики. И, в общем-то, большинство ребят изучают их с интересом и старанием, потому что понимают: неграмотные и малообразованные люди сейчас не в почёте. А были времена, когда мало кто вообще знал, что такое школа, и зачем это надо - уметь читать и писать. Когда в 1839 году в Симбирской губернии, как и по всей России, начали открываться удельные училища, многие родители вообще не хотели отдавать туда своих детей… Хороший, прилежный, шалун, лентяй…Однажды Симбик шёл через школьный двор и встретил Генку Глухова, у которого в одной руке была авоська с тетрадями, а в другой - дневник. Учебный год давно кончился, каникулы были в самом разгаре, и Симбику показалось странным, что Генка, который и в учебное время особым усердием не отличался, идёт в школу. - Ты куда это собрался? - поинтересовался Симбик. - Двойки исправляю, - грустно ответил Генка. - Я учился-учился, а мне двоек наставили! Ужасно, жестоко, несправедливо… - Он махнул рукой и печально побрёл в сторону школы. Симбик хотел было ему посочувствовать, но подумал, что не так уж и велика у Генки беда - подумаешь, лишний день не погоняешь мяч или в компьютерные игры не поиграешь… Были ведь времена, когда у школьников жизнь была гораздо труднее, чем сейчас… Стоило ему об этом подумать, Машина Времени была тут как тут и, распахнув дверцу, приглашала его прокатиться. ![]() - Смотрите! Телега без лошади! - раздался мальчишеский крик, и из ближних дворов высыпала стайка босоногих пацанов. Ребята с некоторой опаской начали приближаться к Машине. По всему было видно, что им, конечно, боязно, но любопытство побеждает страх. Вдруг с дальнего конца села донёсся звон колокольчика, и мальчишки бросились врассыпную. Удивительно было даже не то, что они разбежались, а то, что они разбежались молча, как будто хотели немедленно от кого-то спрятаться. Видимо, они всерьёз чего-то испугались. Колокольчик звенел всё громче, и по всей деревне начали греметь, захлопываясь, ставни, ворота, калитки. Видимо, того, кто приближался, боялись не только дети - взрослые тоже не очень-то хотели с ним встречаться. Симбику и самому захотелось скрыться, но он решил страха не показывать, только Машину успел спрятать в Волшебный Узелок. ![]() В обход лужи с двух сторон двинулись полторы дюжины недорослей, явно намереваясь не дать Симбику скрыться. Он лишь успел разглядеть, что у каждого на груди висит небольшой кусок картона с надписью. У одних было написано "хороший", у других - "прилежный". Судя по всему, ребята действительно со всем прилежанием пытались поймать Симбика, но тот ничего хорошего в этом не усмотрел. Ему сразу же захотелось скрыться, так, чтоб его никто не мог найти. Волшебный Узелок на лету поймал его желание, и через мгновение Симбик оказался в тесном погребе, освещённом тусклой лучиной. - Кто здесь? - испуганно спросил мальчонка лет двенадцати, забившийся в самый тёмный угол. - Я… - отозвался Симбик, не зная, как представиться, что б не напугать - Тихо. - Мальчишка приложил палец к губам и дальше говорил едва слышным шёпотом. - Если нас найдут, мало не покажется… - Бить что ли будут? - Ага, - так же тихо отозвался мальчонка. - А ещё на колени ставить - на горох, имя писать на штрафной доске, стыдить принародно, розгами пороть. А уж эти нашлёпки с надписями… Напишут, что я шалун или лентяй, и ходи, как вор с клеймом на лбу… - Где это такие порядки? - поинтересовался Симбик, припоминая, что в былые времена в гимназиях учеников в карцер сажали, но чтоб таблички на груди носить… - А ты не знаешь что ли?! В удельном училище. Всех забирают, кого найдут и кто откупиться не смог. Наше дело крестьянское - землю пахать, а они хотят изо всех писарей сделать. Кто ж работать-то будет, если все писарями станут… - Парнишка вдруг замолчал, потому что сверху донеслись чьи-то шаги и послышались голоса: - В лес по грибы ушёл. Когда вернётся - не ведаю… - Какие сейчас грибы! Лучше сразу скажи: не хочу, мол, чтоб мой сын грамотным был… - Да как же с родным дитятей-то расстаться… - А ты послушай, что сам царь указал: "В Училища принимать детей, чтобы они, не будучи выносить тягостной работы, время сие ко вреду своему праздно не провождали". - Так он работает уже… - Тебе что - указ царский нипочём?! - Может, договоримся… - У тебя денег столько нет, чтоб со мной договориться… Я ж не писарь какой-нибудь, я ж Приказной Голова! Симбик не знал, что делать. То ли помочь новому приятелю спрятаться так, чтоб его не нашли, то ли не помогать… С одной стороны, грамотность любому человеку пошла б на пользу, а с другой - зря люди не будут так противиться отправке своих чад в школу. Оставалось только обратиться к Волшебной книге. ![]() Симбик призадумался: стоит ли терпеть такие мучения ради не очень-то великих знаний? Он запустил руку в Волшебный Узелок (не найдётся ли там какой-нибудь подсказки?) и достал оттуда скомканную бумажку, на которой обнаружился причудливый узор, двуглавый орёл и надпись "10 рублей". - Может, этого хватит, чтобы откупиться? - Симбик протянул мальчонке деньги. - Ух, какое богатство! - изумился тот. - Лучше уж я в училище пойду, а батя на это корову купит, да ещё четыре рублика останется… ![]() - Ну, как дела? - поинтересовался Симбик. - Исправил двойки? - Одну исправил… - уныло ответил Генка. - Ещё две осталось. Ну зачем нам столько предметов?! И все учи! Половины хватило бы… - А я знаю такую школу, где нет никакой физики, никакой химии и никакой географии, - похвастался Симбик. - Где? - Показать? - Конечно! Я же там сразу отличником стану! Машина Времени тут же подхватила их обоих. Не успели они и глазом моргнуть, как оказалось, что перед ними за столами сидят ребята в белях рубахах, а учитель в тёмно-зелёном сюртуке с галунами медленно и внятно произносит: " Нуль - знак, сам по себе ничего не значащий. Употребляется он только вместо ничего не знаменующих цифр, дабы сии цифры на настоящих местах стоять могли…" - Куда это мы попали? - Генки испуганно оглядел бревенчатые стены и крохотные окна под самым потолком. - И почему окна такие маленькие? - Это затем, чтобы вы во время занятий не развлекались видом того, что происходит за стенами школы! - тут же пояснил учитель. - А кто этого не понимает, тот немедля будет бит розгами за непослушание и вольнодумство. Он явно не шутил, тем более, что розги были замочены в медном тазике рядом с учительским столом. - Верни меня обратно! - шёпотом потребовал Генка, вцепившись Симбику в рукав. - Домой хочу! Они вновь оказались в знакомом дворе, и Генка сразу же, ни слова не говоря, помчался к школе, видимо, срочно исправлять оставшиеся двойки… ![]() |