КРАЙ ЗЕМЛИ     КОСМОС И МИКРОКОСМОС     ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ     ВКУСНО, СЛАДКО, ХОЛОДНО     ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В ДРЕВНОСТИ?     ДОМ ДЛЯ 100 НАРОДОВ     КАК ГОД СТАНОВИТСЯ НОВЫМ     ДРЕВНИЕ ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ    
На №6 2003 года
   
На №1 2004 года
   
На №2 2004 года
   
На №3 2004 года
   
На №4 2004 года
   
На №5 2004 года
   
На №6 2004 года
   
На №1 2005 года
   
На главную

№5 за 2004 год

 



ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В ДРЕВНОСТИ?


Хулиган Димка Николушкин, как всегда, носился по школьному двору, соображая, в кого сначала выстрелить из рогатки, - то ли по воробьям, скачущим по дорожке, то ли по двум девочкам, сидящим в тени на лавочке. Тут-то его и поймала завуч Матильда Ивановна, - и рогатку отобрала, и отругала, хоть он толком и набезобразничать не успел. Огорчился Димка ужасно: каникулы ещё не кончились, а порядочки, как во время учёбы…
Пошёл он, огорчённый, куда глаза глядят, и вдруг обнаружил, что посреди лужайки, греясь на солнышке, дремлет Симбик, положив под голову Волшебный Узелок.
О том, что Волшебный Узелок может исполнить почти любое желание, Димка знал. Но знал он и другое: Симбик Димку недолюбливает и поэтому просить его о чём-либо бесполезно. Зато, пока хозяин спит, можно обратиться прямо к Узелку…
- Никакой жизни не дают! - прошептал Димка. - Вот я, например - такой сильный, ловкий и смелый, и никто этого не замечает! Вот бы попасть куда-нибудь, где таких, как я, ценят, а не тех, кто историю зубрит.
Димка даже не успел удивиться - так быстро всё произошло: вдруг стало темно, вокруг раскинулись невысокие холмы, покрытые чахлой травой, а из ложбины бесшумно появилась стая босоногих мальчишек, одетых в короткие лёгкие хитоны.
- На илота не похож… - заявил один из них, в упор глядя на Димку.
- Ну и что… Всё равно не из нашей агелы! - отозвался другой и, не говоря больше ни слова, набросился на Димку с кулаками.
Шутить он явно не собирался, и оставалось только одно - побыстрее убежать и постараться куда-нибудь спрятаться. В своей школе Димка слыл драчуном и задирой, но что-то ему подсказывало, что с этими ребятами ему лучше не связываться.
Далеко уйти и затеряться в сумерках ему не удалось. Дорогу ему перегородил парень постарше, чем его преследователи. Димка постарался вильнуть в сторону, на всякий случай крикнув:
- Они первые полезли! Я не виноват.
- Не виноват? - Парень схватил Димку за плечо. - Ты виновен уже в том, что бежишь вместо того, чтобы принять бой! А вы, - он обратился к преследователям, - виновны в том, что упустили врага, едва не дав ему сбежать! Наказаны будут все!
- Мы бы догнали, - попытался оправдаться один из мальчишек, но один из товарищей ткнул его кулаком в бок, и тот замолчал.
- Спасибо за науку, уважаемый ирен. - Мальчишки склонили головы, и по всему было видно, что они чувствуют свою вину и готовы принять наказание.
Только сейчас Димка испугался всерьёз. Он даже не знал, куда его занесло, и чего ждать от этих воинственных мальчишек, которые из какого-то "ила" и величают старшего странным словом "ирен". Если б хотя бы знать, куда бежать... Впервые в жизни Димка пожалел, что на уроках истории учителя слушал невнимательно и в учебник почти не заглядывал.
Спасение пришло неожиданно. Из темноты высунулась чья-то рука, схватила его за шиворот. Через мгновение он оказался на лужайке за школой, которая вдруг показалась ему такой близкой и родной.
- А если бы я опоздал? - сурово спросил Симбик, поправляя на плече Волшебный Узелок, который выглядел очень виноватым. - Ты хоть заешь, куда тебя занесло?
- Не-е-е-е… - честно ответил Димка,
- А древнюю Спарту! И тебе ещё повезло, что цел остался. - Симбик достал из Узелка Волшебную Книгу, раскрыл её и прочёл вслух: "Родители в Спарте не имели права воспитывать сына по своему усмотрению. Дети, которым исполнилось семь лет, объединялись в агелы (стада) и воспитывались сообща, приучались к совместным играм и учебе. Во главе агелы становился тот, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, безропотно принимали от него наказания. Обучение заключалось в том, чтобы воспитать умение повиноваться. Старики наблюдали за играми детей, стараясь внести в их среду раздор, провоцировали конфликты. Они внимательно наблюдали, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте дети учились только в пределах необходимости. Все воспитание заключалось в том, чтобы научить безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах".
- Если б я там остался, я стал бы великим воином? - спросил Димка.
- Ты стал бы там просто мальчиком для битья, - уверенно сказал Симбик. - Чтобы стать воином, нужно не только уметь сражаться, но ещё и беспрекословно подчиняться. А ты смог бы?


Древние спартанцы постоянно воевали - то с завоевателями-персами, то с соплеменниками-греками из Афин и других городов-государств. Поэтому в спартанской школе обучали владеть оружием, стойко переносить лишения и повиноваться старшим. Дисциплина была такой строгой, что даже никого наказывать за её нарушения не приходилось. Разве что, того, кто был слишком болтлив, ирен (старший в отряде) кусал за палец.
В Древнем Египте школы возникали при храмах и царских дворцах. Там с 5 лет обучались дети придворных, чиновников и жрецов. Чтобы овладеть грамотой ученику следовало запомнить более 700 иероглифов. В эпоху Древнего царства (примерно 5 тысяч лет назад) писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Несколько позже появилось подобие бумаги - папирус. Его делали из стеблей болотного тростника и писали на нём специальными кисточками - чёрной и красной краской.
В Древней Индии только дети брахманов (жрецов) имели право на полноценное образование. Дети кшатриев (воинов) обучались в основном военному искусству, а вайшьев (земледельцев, ремесленников, торговцев) - ремеслу, которым занимаются родители. Шудры (слуги, рабы) вообще не имели права учиться.
В Древнем Риме воспитание детей поручали рабам. Рабыни-няньки следили за детьми до 5 лет, а потом рабы педагоги обучали их чтению, письму и счёту. Ремесло педагогов считалось унизительным для свободных граждан. Впрочем, с тех пор, как Рим стал столицей великой империи, большинство его граждан вообще предпочитало не работать и презирало любое ремесло. Наверное, поэтому германцы, в конце концов, захватили и разрушили "Вечный город".