На №6 2003 года |
На №1 2004 года |
На №2 2004 года |
На №3 2004 года |
На №4 2004 года |
На №5 2004 года |
На №6 2004 года |
На №1 2005 года |
На главную |
№5 за 2004 год |
ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В ДРЕВНОСТИ?Хулиган Димка Николушкин, как всегда, носился по школьному двору, соображая, в кого сначала выстрелить из рогатки, - то ли по воробьям, скачущим по дорожке, то ли по двум девочкам, сидящим в тени на лавочке. Тут-то его и поймала завуч Матильда Ивановна, - и рогатку отобрала, и отругала, хоть он толком и набезобразничать не успел. Огорчился Димка ужасно: каникулы ещё не кончились, а порядочки, как во время учёбы… Пошёл он, огорчённый, куда глаза глядят, и вдруг обнаружил, что посреди лужайки, греясь на солнышке, дремлет Симбик, положив под голову Волшебный Узелок. О том, что Волшебный Узелок может исполнить почти любое желание, Димка знал. Но знал он и другое: Симбик Димку недолюбливает и поэтому просить его о чём-либо бесполезно. Зато, пока хозяин спит, можно обратиться прямо к Узелку… - Никакой жизни не дают! - прошептал Димка. - Вот я, например - такой сильный, ловкий и смелый, и никто этого не замечает! Вот бы попасть куда-нибудь, где таких, как я, ценят, а не тех, кто историю зубрит. Димка даже не успел удивиться - так быстро всё произошло: вдруг стало темно, вокруг раскинулись невысокие холмы, покрытые чахлой травой, а из ложбины бесшумно появилась стая босоногих мальчишек, одетых в короткие лёгкие хитоны. - На илота не похож… - заявил один из них, в упор глядя на Димку. - Ну и что… Всё равно не из нашей агелы! - отозвался другой и, не говоря больше ни слова, набросился на Димку с кулаками. Шутить он явно не собирался, и оставалось только одно - побыстрее убежать и постараться куда-нибудь спрятаться. В своей школе Димка слыл драчуном и задирой, но что-то ему подсказывало, что с этими ребятами ему лучше не связываться. Далеко уйти и затеряться в сумерках ему не удалось. Дорогу ему перегородил парень постарше, чем его преследователи. Димка постарался вильнуть в сторону, на всякий случай крикнув: - Они первые полезли! Я не виноват. - Не виноват? - Парень схватил Димку за плечо. - Ты виновен уже в том, что бежишь вместо того, чтобы принять бой! А вы, - он обратился к преследователям, - виновны в том, что упустили врага, едва не дав ему сбежать! Наказаны будут все! - Мы бы догнали, - попытался оправдаться один из мальчишек, но один из товарищей ткнул его кулаком в бок, и тот замолчал. - Спасибо за науку, уважаемый ирен. - Мальчишки склонили головы, и по всему было видно, что они чувствуют свою вину и готовы принять наказание. Только сейчас Димка испугался всерьёз. Он даже не знал, куда его занесло, и чего ждать от этих воинственных мальчишек, которые из какого-то "ила" и величают старшего странным словом "ирен". Если б хотя бы знать, куда бежать... Впервые в жизни Димка пожалел, что на уроках истории учителя слушал невнимательно и в учебник почти не заглядывал. Спасение пришло неожиданно. Из темноты высунулась чья-то рука, схватила его за шиворот. Через мгновение он оказался на лужайке за школой, которая вдруг показалась ему такой близкой и родной. - А если бы я опоздал? - сурово спросил Симбик, поправляя на плече Волшебный Узелок, который выглядел очень виноватым. - Ты хоть заешь, куда тебя занесло? - Не-е-е-е… - честно ответил Димка, - А древнюю Спарту! И тебе ещё повезло, что цел остался. - Симбик достал из Узелка Волшебную Книгу, раскрыл её и прочёл вслух: "Родители в Спарте не имели права воспитывать сына по своему усмотрению. Дети, которым исполнилось семь лет, объединялись в агелы (стада) и воспитывались сообща, приучались к совместным играм и учебе. Во главе агелы становился тот, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, безропотно принимали от него наказания. Обучение заключалось в том, чтобы воспитать умение повиноваться. Старики наблюдали за играми детей, стараясь внести в их среду раздор, провоцировали конфликты. Они внимательно наблюдали, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте дети учились только в пределах необходимости. Все воспитание заключалось в том, чтобы научить безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах". - Если б я там остался, я стал бы великим воином? - спросил Димка. - Ты стал бы там просто мальчиком для битья, - уверенно сказал Симбик. - Чтобы стать воином, нужно не только уметь сражаться, но ещё и беспрекословно подчиняться. А ты смог бы?
|