КАК СИМБИК МАШИНУ ВРЕМЕНИ НАШЁЛ     СМУТЬЯН ИЛИ ЗАСТУПНИК?     ЛЕГЕНДА О РУССКОМ ГЕРКУЛЕСЕ     ЦАРСКИЙ КУЧЕР     Хороший, прилежный, шалун, лентяй…         СИМБИРСКИЕ КУРАНТЫ     СИМБИРСКИЕ ЯЩЕРЫ    
На №6 2003 года
   
На №1 2004 года
   
На №2 2004 года
   
На №3 2004 года
   
На №4 2004 года
   
На №5 2004 года
   
На №6 2004 года
   
На №1 2005 года
   
На главную

№3 за 2004 год






ЦАРСКИЙ КУЧЕР

Оказывается, в былые времена славы и почёта могли добиться не только бояре и дворяне, но и люди из простонародья. Не удивительно ли, что один из наших земляков, бывший крепостной крестьянин, стал человеком, близким самому императору Александру I, и тот без него порой даже дворца своего не покидал…
Машина Времени, водителя, конечно, слушалась: куда Симбик просил, туда и ехала. А вот каким путём до цели добираться - это она уже сама выбирала. Причём, её почему-то всё время тянуло проехать там, где она не так давно побывала. Впрочем, Симбику и самому было интересно заглянуть в знакомые места и времена.
Как-то раз захотелось ему отправиться во времена древние, когда люди ещё с каменными топорами за мамонтами гонялись, но Машина, едва они отъехали, вдруг свернула куда-то в сторону, и Симбик оказался на той самой дороге, где недавно повстречал русского богатыря Дмитрия Лукина и его крепостного Илюшку Байкова.
Дело хоть и к вечеру шло, а дорога не пустовала. Двигались по ней мужики в лаптях, а тот, что впереди других шёл, бережно нёс в руках какой-то свиток и всё на небо поглядывал, не польётся ли дождь, чтоб на драгоценную бумагу не капнуло. Машина, как только остановилась, стала невидимой, и Симбик на дороге появился так внезапно, что мужики, испугавшись, попятились.
- Эй, ты кто? - спросил главный, прижимая к груди свиток. - Уж не лихой ли человек?
- Да ты что, не видишь что ли - малец… - заметил тот, что шёл следом. - Разве разбойники такими бывают…
- Всякие бывают, - с опаской произнёс главный. - Может, они мальчишку подослали, а сами в кустах сидят. Аль не помните, как барина с Илюшкой Байковым они заманили? Кабы не силушка богатырская Дмитрия Александровича, не уйти бы им живыми…
Симбик и сам немного перепугался, но, услышав знакомые имена, успокоился.
- Свой я! - поспешил сообщить он. - И с барином вашим на этой же дороге встречался.
- Врёт и не краснеет! - закричал один из мужиков. - Уж столько лет прошло с тех пор, как он здесь в последний раз проходил! Тебя, поди, ещё и на свете не было.
Симбик понял, что со временем промахнулся и теперь, что бы он ни говорил, ему всё равно не поверят. Оставалось только одно: попросить Волшебный Узелок сделать его невидимым…
Исчезновение мальчишки напугало путников меньше, чем появление, и все они вздохнули с облегчением.
- Давайте-ка уйдём отсюда куда подальше, - сказал главный, тот, что свиток нёс. - А то здесь люди то появляются, то исчезают. Нехорошее здесь место, чует моё сердце…
Путники двинулись дальше, а Симбику вдруг стало любопытно, куда и зачем они направляются, тем более, они могли привести его к старому знакомцу Илье Байкову, раз уж о нём речь заводили…
Не успел он и глазом моргнуть, как где-то внизу промелькнул шпиль Петропавловской крепости и Зимний дворец. Стало ясно, что судьба занесла бывшего крепостного в Санкт-Петербург, да ни куда-нибудь, а поближе к царским палатам.
- Не велено никого пускать! - кричал солдат в новеньком мундире. - Вы на себя посмотрите, лапотники! Тут сам Государь-Император проживает, а вы с суконным рылом да в калашный ряд….
- Нам бы только челобитную передать, - пытался объяснить ему один из ходоков, показывая бумагу. - Обид от помещика нашего натерпелись. На царя последняя надежда.
- А челобитные пот сюда складывают. - Солдат постучал ладонью о полосатый деревянный ящик с прорезью. - Оставьте и идите восвояси, потому как раньше, чем через год, а то и два ответа не будет. У Их Императорского Величества и без вас дел хватает.
Симбик где-то слышал, что любой житель Российской Империи мог самому царю прошение написать или жалобу, положить в специальный ящик и ждать ответа. Только обычно ответа дождаться никто не мог, и ящик этот в народе называли "долгим".
- А ты нам Илюшку Байкова позови, - попросил главный из ходоков, не торопясь расстаться с грамотой. - Он нам поможет, земляк всё-таки…
- Для кого земляк, а для кого Илья Иванович, государев лейб-кучер! Он тут главнее министра будет. - ответил солдат. - Так что, шли бы вы отсюда добром.
Симбик решил, что надо помочь этим людям, которые пешком прошли сотни вёрст, а теперь их не солоно хлебавши отправляют восвояси… Для него никакие стены и охранники препятствием не были. Волшебный Узелок мог перенести его куда угодно.
Не прошло и секунды, как Симбик оказался на мостовой перед воротами роскошного особняка. Недолго думая, он осторожно протиснулся в калитку, чтобы ни одна дощечка не скрипнула. Пробегая по дорожке, ведущей в сад, мальчонка почувствовал вдруг, как чья-то рука сдавила ему шею.
- Ой-ё-ёй, - жалобно заскулил Симбик.
- Ах ты, разбойник! - прогремело над его ухом.
- Я не разбойник, я путешественник, родом из Симбирской губернии.
- Да… Что и впрямь мне лицо твоё знакомо! - рассмеялся хозяин. - Настасья Ефремовна, принимай земляка моего!
Ну, конечно же, это был сам Байков: крепыш среднего роста, волосы стрижены в кружок, борода "лопатой". Жил он теперь в хоромах, а жену величал по-русски - Настасьей, хотя происходила он из голландского рода Фан-дер-Флитов, служивших мореходами со времен Петра Великого. Об этом и о многом другом успел поведать Симбику бывший крепостной, а ныне - чуть ли не самый уважаемый в русском государстве человек.
- Вот, угощайся конфетками заморскими - сама императрица прислала моим детишкам! - похвастал Байков.
- Спасибо, конечно, - ответил Симбик, - только сейчас не до конфет. Там ваши земляки пришли - царю жалобу на помещика своего принесли, а их во дворец не пускают…
- Ну, к Государю им точно не пробиться. Бывает, графы да князья месяцами ждут. - Илья Иванович задумчиво почесал бороду. - Вот что… Ты скажи им чтоб завтра с утра у Конюшенного моста стояли. Я Государя как раз мимо повезу. Там что-нибудь и придумаю…
Симбик тут же поспешил порадовать земляков, едва сдержался, чтоб в воздухе не раствориться на глазах радушного хозяина.
На другой день выехала из ворот царская карета, и спереди, и сзади, и по бокам конные гвардейцы - всё, как положено. Да только едва до моста они доехали, кучер вдруг поводья натянул, и лошади остановились.
- Почему стоим? - спросил Император, высунув голову из окна.
- Да опять шлея под хвост пристяжной попала! - ответил кучер. - поправить надо.
- Ну, Илья! Узнаю твои штуки… - с укоризной сказал Александр. Видно, не в первый раз кучер такое выделывал, и Госудрь уже знал, чем дело кончится.
Тут и ходоки подоспели, на колени попадали, низко поклонились. Тут уж царю неудобно было отказаться челобитную принимать.
Симбик решил, что всё возможное он уже сделал, и кучеру царскому решил больше не докучать, пока тот не вспомнил об их первой встрече… Но любопытство заставило его заглянуть в Волшебную книгу, чтобы узнать, как дальше сложилась судьба царского кучера.
"Илья Байков повез Александра I в Таганрог, где Император неожиданно скончался. Придворные пытались не позволить лейб-кучеру проводить царя-батюшку в последний путь (мол, стар и страшен Байков - борода лопатой, и сам - из бывших крепостных), но Илья Иванович с козл не слез, и никто не посмел его выгнать.
Новый император Николай I одарил Байкова бархатным кафтаном с золотым шитьем, но завел себе нового кучера.
Существует легенда о том, что Александр I вовсе и не умер тогда, а просто устав от государственных дел удалился на покой в монастырь. А что б не докучали ему расспросами, устроил себе похороны. Но так ли это было на самом деле, знают немногие, и в числе их лейб-кучер Илья Иванович Байков".